Расчетные палаты контролируют рыночную ситуацию и позиции участников сделок. Оценка риска позиций проводится подсчетом риска, которому подвергается покупатель и продавец в случае изменения курсов ценных бумаг. В период большой неустойчивости рынка ценных бумаг или при особо рискованном характере сделок расчетная палата может потребовать от своих членов сделать дополнительные взносы в ходе биржевых торгов, чтобы получить дополнительные гарантии на случай неблагоприятных изменений цен. Такое требование дополнительных взносов называется дополнительным обеспечением. Тем самым обеспечивается достаточность средств по всем фьючерсным счетам на время совершения сделок и создается финансовое обеспечение фьючерсных контрактов.

В целях укрепления своей финансовой устойчивости расчетная палата может создавать различные фонды. Фонд избыточных средств формируется за счет поступлений в виде регистрационного сбора с каждой сделки и операционных доходов за вычетом операционных расходов. Если этих средств будет недостаточно для погашения убытков по обязательствам членов расчетной палаты, то последние обязаны внести недостающую сумму. Распределение таких взносов осуществляется пропорционально степени получения выгоды от участия в расчетной палате.

Стратегической задачей программы создания расчетной палаты является развертывание сети банковского обслуживания и разработка эффективной системы клиринговых расчетов. Клиринговые операции могут осуществляться через расчетную палату либо через коммерческие банки или специально созданные клиринговые учреждения, функционирующие в системе расчетного биржевого центра для обеспечения взаиморасчетов по сделкам брокерских фирм. Введение электронной системы клиринговых расчетов существенно сокращает финансовые и временные риски, перед которыми оказываются участники биржевых сделок с ценными бумагами. Электронные клиринговые операции позволяют брокерским организациям максимально приблизить открытие кредитной линии к дате расчета, сократить время, затрачиваемое на расчетный процесс, а также отдельные виды рисков. В качестве объектов клиринга можно рассматривать платежные поручения, расчетные чеки, векселя, ценные бумаги, аккредитив, кредиты, кредитные карточки. Однако для обеспечения эффективного функционирования электронной системы клиринговых расчетов необходимо создание прямой компьютерной связи между всеми ее участниками и стандартизированных машино-ориентированных документов.

Подразделы этой страницы:


Нужна дополнительная информация? Воспользуйся поиском:

Пользовательского поиска